Методический семинар

Методический семинар

«Интеграция физических упражнений с борцовской направленностью из спорта в урок с целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата»

Гетманов Е.А.,

учитель физической культуры МБОУ «Елыкаевская СОШ»

По данным медико-биологических и психолого-педагогических исследований последнее двадцатилетие характеризуется неуклонным снижением здоровья современных подростков, а также взрослого населения России. Как показывает статистика заболевания остеохондрозом, количество людей страдающих этим недугом уступает только сердечно-сосудистым и онкологическим патологиям.

Статистика костных заболеваний связана с тем, что особенности нашего организма, помогавшие выживать в первобытные времена, в современном мире действуют разрушающе.

Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал.

Согласно первому в истории исследованию уровня физической активности среди подростков в 2017 году, подготовленному учеными из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для повышения уровня физической активности мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет требуются неотложные меры. Статистика заболеваний сколиозом зафиксировала 69,3% детей до 17 лет страдающих этим недугом. Для сравнения в таблице приведена статистика заболеваний суставов в России и США.

Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней наиболее зависимых от образа жизни. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов.

Забота о состоянии костно-мышечного аппарата должна проводиться уже с детства. Нередко родители обеспокоены только интеллектуальным развитием своих детей, обрекая их на болезни с раннего возраста. Занятия спортом опасны для неокрепших костей - так считают заботливые родители. Однако это не так. Научившиеся владеть своим телом дети акробаты, гораздо больше защищены от травм и несчастных случаев.

Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

В октябре 2019 года президент России Владимир Путин на заседании Совета по физкультуре и спорту подверг критике ситуацию с детским спортом в РФ, поскольку для большинства детей занятия все еще малодоступны, а дополнительные уроки физкультуры в школах по-прежнему формальны.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2024 года указывает на необходимость модернизации физического воспитания и развития спорта в образовательных учреждениях и создания условий и стимулов для расширения сети детско-юношеских спортивных клубов, функционирующих на базе образовательных учреждений.

В соответствии с Государственным стандартом общего образования предполагается формирование общей грамотности учащихся в области физической культуры, укрепление их здоровья и повышение функциональных возможностей организма.

Анализ современной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ показывает их выраженную направленность в сторону образовательного компонента. Такое предпочтительное отношение к выработке двигательных умений и навыков, допускается в ущерб воспитанию основных физических качеств.

В этой связи, одним из направлений исследований в области физического воспитания школьников является поиск и обоснование технологий и методик, основанных на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, расширении интеграции средств спортивной и физической культур в целостном процессе образования и развития ребенка.

Чтобы влиять на физическое развитие ребенка, необходимо включать его в различные виды двигательной активности: простые и сложные. В процессе физического воспитания в школе больше внимания уделяется обучению основным базовым движениям, и поэтому процесс развития физических качеств затормаживается. Нами в качестве преодоления вышеизложенного противоречия предлагаются различные варианты, в том числе инновационные физкультурно-оздоровительные технологии, привлечение детей и взрослых к занятиям единоборствами, популярность которых ежегодно возрастает.

В Японии дети изучают дзюдо на протяжении восьми лет, более того приобретая силу и уверенность, они учатся крепче любить свою страну. Самбо для аналогичных целей подходит как нельзя лучше для россиян. Самбо - изначально советское единоборство, название которого расшифровывается как «самозащита без оружия». Им могут заниматься как взрослые, так и дети. Спортивное самбо - это один из видов борьбы. В этом виде спорта нет ударов. Самбо среди других видов спорта стоит на 14 месте по травмоопасности и менее травмоопасен, чем футбол, хоккей, гимнастика. Тренировки в самбо предполагают занятия общей физической подготовкой, детей учат простым техническим элементам, основам самостраховки, занимаются с ними гимнастикой и акробатикой. Именно элементы спортивного самбо призваны максимально научить ребенка владеть своим телом и способствуют развитию костно-мышечной системы.

Опыт работы заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики использования элементов самбо на уроках физической культуры. Исходя из вышесказанного, важно целенаправленно влиять на физическое развитие ребенка. По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом является развитие физических качеств непосредственно на уроках физической культуры в школе. Школьные уроки с элементами самбо в школе подчинены педагогическим закономерностям и требованиям логики учебно-воспитательного процесса.

Урок продолжается 45 минут и включает подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть урока настраивает организм к дальнейшей физической нагрузке. В основной части обеспечивается оптимальный уровень работоспособности школьников. В основной части идет освоение разнообразной техники приемов и идет процесс воспитания физических качеств. При проведении этой части урока необходимо соблюдать правильную последовательность выполнения разных по характеру упражнений. Заключительная часть урока направлена на снижение уровня частоты сердечных сокращения и возврат психоэмоционального состояния школьников до исходного уровня. Поэтому предлагаем внедрение следующих упражнений:

В подготовительном этапе:

1) «Человек-паук» (ноги и ладони рук плотно прижаты к полу, тело опускается как можно ниже, но не касается пола, руки и ноги согнуты - начинается движение)

2) Лазание на спине (лечь на спину, ноги согнуты в коленях, передвижение идёт за счет лопаток и ступней)

3) «Каракатица» (передняя, задняя, левобокая, правобокая) опора ногами и руками, тело располагается параллельно полу животом вверх; движения в зависимости от названия - головой вперед, назад, влево, вправо.

4) Ходьба на ягодицах (сидя, ноги прямые или согнуты в коленях - движение выполняется или вперед лицом или спиной).

5) Ходьба на коленях (с усложнением - подхват ступней руками).
В основном этапе урока:

1) Самостраховка (кувырок вперед через плечо, с колена, с правильной постановкой ног).

2) Кувырок лягушкой (исходное положение - поза лягушки (руки заведены под согнутые колени и опираются за ступнями в пол).

3) Кувырок «султан» (сидя по-турецки, руками обхватывают носки ступней и выполняют кувырок).

4) «Бочка» (сгруппироваться и выполнять перекатывания в левую и правую стороны).

5) «Сосиска» (то же, что и «бочка», но с прямыми руками и ногами).

6) Кувырок с партнером (два человека фиксируют друг у друга руки и ноги и производят кувырок, не разжимая рук).

В заключительном этапе:

1) Регби на коленях.

Образовательное учреждение призвано способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей обучающихся, их самосовершенствованию, познанию и творчеству, достижению уровня спортивных успехов, двигательным способностям, профессиональному самоопределению. Спортивные единоборства, являются неотъемлемой частью человеческой культуры и наряду с другими предметами, будет способствовать созданию в образовательной школе полноценной системы воспитания, что вызовет у подрастающего поколения интерес к занятиям физической культурой и спорту, ведению здорового образа жизни, приобщения к общечеловеческим ценностями и идеалам олимпизма.

Учебная программа по физической культуре, с использованием элементов спортивного самбо, разработана на основе предъявляемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по данному предмету. При её составлении учитывалась главная цель развития системы школьного образования.

Человеческая деятельность предполагает постоянное движение, стремление развиваться и идти дальше, то есть постоянное совершенствование. Уроки физической культуры с применением элементов спортивного самбо дают возможность ученику ощутить состояние активности и успешности в процессе раскрытия своих внутренних способностей посредством выполнения различных физических упражнений.

Очень важно, что ученики в процессе обучения приобретают хорошую спортивную форму и физическую подготовленность, что в целом обеспечивает хорошее самочувствие, здоровье и уверенность в своих силах. Обучающиеся получают знания способствующие выбору здорового и разумного образа жизни и занятии активной жизненной позиции. Вместе с тем обучение способствует ощущению радости и эмоциональности от физической активности, окружающего мира, величия природы, от осознания того, что он живет в прекрасной стране и от возможности определить свои силы и возможности.


Презентация

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно!